Часто наблюдалось, что открытия и изобретения могут зависеть от некоторого решающего случайного стимула или случайного события (Мах, 1896; Кэннон, 1940). Хорошо известные примеры включают пенициллин, электромагнетизм, рентгеновские лучи, озон и фонограф. Более того, эти события ни в коем случае не редки. В Thagard (2012) анализе научных открытий около 25% в той или иной степени полагались на случайность. Как следствие, случайность может сыграть решающую роль в истории науки (Канторович и Нееман, 1989). Это явление часто называют “прозорливостью” (Робертс, 1989; Коупленд, 2019). С точки зрения современного комбинаторного формализма, основные случайные открытия и изобретения обладают уникальными значениями параметров: p=vточно равно 0, но u>1. Иными словами, чрезвычайно полезная комбинация не могла быть ни создана намеренно, ни ее полезность нельзя было предвидеть на основе предшествующих знаний. Например, Александр Флеминг обнаружил “плесень, убивающую бактерии”, когда некоторые культуры стафилококков были непреднамеренно заражены во время его отсутствия на семейном отдыхе. По возвращении он заметил, что грибок, который заразил одну культуру и уничтожал окружающие бактерии, по-видимому, выделяя какой-то токсин. Флемингу никогда бы не пришло в голову проводить эксперимент, в который он намеренно вводил такое загрязняющее вещество (so p=0), и у него вообще не было бы причин для этого, потому что в то время не было известно, что плесень обладает антибактериальными свойствами (so v= 0). поделки

Иногда проводится различие между истинной прозорливостью, такой как открытие Флемингом пенициллина, и псевдо-прозорливостью, например, когда Архимед решил свою задачу о золотой коронке. Первое сочетание не было востребовано, в отличие от последнего. Однако, исходя из текущего анализа, это различие не имеет большого значения. В обоих случаях p=v=0. Принципиальное различие заключается в природе критерия полезности. В случае псевдо-прозорливости ученый или изобретатель уже имеет довольно хорошее представление о том, что могло бы составить полезную комбинацию. Действительно, создатель начинает эпизод решения проблем с учетом этих критериев полезности. Однако в случае истинной прозорливости полезность открытия признается постфактум, и его полная полезность может быть не сразу очевидна. Работая над приемной антенной для Bell Telephone Laboratories, Карл Гут Янски обнаружил, что некоторые радиоволны возникают в центре галактики Млечный Путь. Несмотря на то, что он пришел к пониманию потенциальной ценности этого открытия и хотел развивать его дальше, его начальство рассматривало любые подобные усилия как имеющие непосредственное отношение к развитию трансатлантических систем связи, оставляя создание радиоастрономии другим.

Хотя блуждание ума и интуитивная прозорливость иллюстрируют способы, с помощью которых научное творчество может стать максимальным, лишь немногие открытия и изобретения достигают наивысшего уровня творчества. Этот момент становится более очевидным в контрасте между научным и художественным творчеством.